История создания и развития кафедры
Кафедра управления, экономики и истории физической культуры и спорта была образована в 1974 году.
С 2004 года кафедрой заведует доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ Александр Владимирович Починкин.
В предыдущие годы ее возглавляли:
Важным направлением работы кафедры является подготовка менеджеров в сфере физической культуры и спорта.
Подготовка спортивных менеджеров в МГАФКе началась с открытием специализации:
В настоящее время кафедра осуществляет подготовку студентов по дисциплинам следующих направлений подготовки:
Выпускники кафедры получают диплом с присвоением следующих квалификаций:
В настоящее время на дневном и заочном отделениях по этим направлениям и профилям обучается более 150 студентов.
Общая характеристика штатного состава преподавателей
Научно-педагогический потенциал кафедры высокий. Образовательный процесс обеспечивает преподавательский состав общей численностью 13 человек, из них ученую степень и (или) звание имеют 7 человек (58%).
На кафедре работают: академик РАО, 3 профессора, 2 доктора наук, научные труды которых имеют признание не только в России, но и в мире.
Кадровый состав кафедры:
ПОЧИНКИН Александр Владимирович- заведующий кафедрой, д.п.н., профессор (штатный сотрудник).
Образование – высшее: 1973 – 1977 гг. Московский областной государственный институт физической культуры (МОГИФК). Специальность «Тренер-преподаватель по баскетболу» 1981–1984 гг. аспирантура МОГИФК . Работает в МОГИФК (МГАФК) с 1977 года.
Научно-педагогический стаж с 1977 г.
Преподаваемые дисциплины:
Руководитель преддипломной практики студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент».
Достижения и поощрения: Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации. Многократный лауреат всероссийских конкурсов на лучшую научную книгу среди преподавателей и научных работников вузов России. Заслуженный преподаватель МГАФК. Член международного общества историков олимпизма.Член комиссии по олимпийскому образованию ОКР. Автор более 130 научных трудов по спортивному менеджменту, экономике физической культуры и спорта, истории и правовым основам физической культуры и спорта.
Имеет награды:
Повышение квалификации: АНО ДПО Учебно – консультационный центр, программа «Управление качеством образования» (2017 г.); АНО ДПО «Российский Международный Олимпийский Университет», программа «Теория и методика преподавания дисциплин «История физической культуры и спорта» и «Олимпийское образование»» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Особенности организации учебного процесса студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Первая помощь» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии в условиях электронной информационно-образовательной среды образовательной организации» (2018 г.).
Преподаваемые дисциплины:
Специалист в области менеджмента, экономики и истории физической культуры и спорта.
Ответственный секретарь Российского комитета «Фэйр плей», член Международного общества олимпийских историков.
Образование высшее: 1976 – 1980 гг. Московский областной государственный институт физической культуры (МОГИФК). Специальность «Тренер-преподаватель по лыжному споту».
Работает в МОГИФК (МГАФК) с 1988 года. Педагогический стаж с 1988 г.
Преподаваемые дисциплины:
Руководитель учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент».
Достижения и поощрения: Опубликовал 75 работ, в том числе первую учебную книгу для школьников «Твой олимпийский учебник» (1998 - 2017 гг., соавтор); Заслуженный работник физической культуры РФ (1997).
Награжден Почетным знаком «За развитие ФКиС», медалью «В память 850-летия Москвы» (1998), грамотой «XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи», призом МОК.
Повышение квалификации: АНО ДПО «Российский Международный Олимпийский Университет», программа «Теория и методика преподавания дисциплин «История физической культуры и спорта» и «Олимпийское образование»» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Особенности организации учебного процесса студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Первая помощь» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии в условиях электронной информационно-образовательной среды образовательной организации» (2018 г.).
Заместитель генерального секретаря Олимпийского комитета России - начальник Организационного управления.
Образование высшее: 1975 – 1979 гг. Государственный центрального ордена Ленина институт физической культуры (ГЦОЛИФК) . Специальность «Тренер-преподаватель по волейболу».
Работает в МГАФК с 2012 года. Педагогический стаж с 2000 г.
Преподаваемые дисциплины:
Руководитель профессионально-ориентированной практики студентов направления 49.03.01 «Физическая культура» профиля подготовки «Спортивный менеджмент».
Достижения и поощрения: Автор многочисленных статей в периодических изданиях. Составитель сборника "Международный спорт: организации и люди" (1993); Заслуженный работник физической культуры РФ (1996); Член президиума Всероссийской федерации волейбола; Член Исполкома Российской федерации баскетбола.
Награжден медалью "В память 850-летия Москвы" (1998), памятной медалью «XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи».
Повышение квалификации: ФГБОУ ВПО МГАФК, программа «Совершенствование образовательных программ ВПО в сфере физической культуры и спорта с использованием информационных технологий» (2014г.); АНО ДПО «Российский Международный Олимпийский Университет», программа «Менеджмент и маркетинг в деятельности общероссийской спортивной федерации» (2017 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Особенности организации учебного процесса студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Первая помощь» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии в условиях электронной информационно-образовательной среды образовательной организации» (2018 г.).
Образование высшее: 1969 – 1974 гг. Латвийский государственный университет. Специальность «Экономист».
Работает в МГАФК с 2002 года. Педагогический стаж с 1974 г.
Преподаваемые дисциплины:
Повышение квалификации: АНО по содействию развитию институтов гражданского общества «Институт «Справедливый Мир», программа «Экономическая экспертиза в российском медиа- и интернет-пространстве» (2018 г.); ФГБОУ ВПО МГАФК, программа «Организация учебного процесса и сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях высшего образования» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Первая помощь» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии в условиях электронной информационно-образовательной среды образовательной организации» (2018 г.).
Уровень образования и квалификация:
Работает в МГАФК с 2012 года. Педагогический стаж с 2005 г.
Преподаваемые дисциплины:
Руководитель производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент».
Достижения и поощрения: Награждена Грамотой за достойный вклад в воспитание и подготовку квалифицированных кадров для физической культуры и спорта.
Повышение квалификации: ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Основы коррекционной психологии, технологии обучения студентов с нарушением слуха» (2016 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», (2017 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Первая помощь» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии в условиях электронной информационно-образовательной среды образовательной организации» (2018 г.); АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций»: «Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС» (2019 г.).
ДИМИТРОВ Ирина Леонидовна- к.э.н., доцент (штатный сотрудник), зам. зав. кафедры по НИР.
Уровень образования и квалификация:
Работает в МГАФК с 2014 года. Педагогический стаж 35 лет.
Преподаваемые дисциплины:
Достижения и поощрения:
Повышение квалификации: ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Основы коррекционной психологии, технологии обучения студентов с нарушением слуха» (2016 г.); ФГБОУ ВО Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, программа «Противодействие коррупции» (2017 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Первая помощь» (2018 г.).
Образование высшее: 1977 – 1982 гг. Московский институт управления им. С. Орджоникидзе, г. Москва (МИУ). Специальность «Автоматизированные системы управления».
Работает в МГАФК с 1991 года. Педагогический стаж с 1992 г.
Преподаваемые дисциплины:
Достижения и поощрения:
Повышение квалификации: ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии в условиях электронной информационно-образовательной среды образовательной организации» (2018 г.), ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Организация занятий адаптивной физической культурой с лицами имеющие откклонения в состоянии здоровья» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Первая помощь» (2018 г.); АНО Институт непрерывного образования «Профессионал», программа «Основы предпринимательства» (2019 г.).
Образование высшее: 1982 – 1987 гг. Московский институт управления им. С. Орджоникидзе, г. Москва (МИУ). Специальность «Организация управления в строительстве».
Работает в МГАФК с 2000 года. Педагогический стаж с 2004 г.
Преподаваемые дисциплины:
Руководитель производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент».
Достижения и поощрения: Награждена Грамотой за достойный вклад в воспитание и подготовку квалифицированных кадров для физической культуры и спорта.
Повышение квалификации: ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Основы коррекционной психологии, технологии обучения студентов с нарушением слуха» (2016 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Первая помощь» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии в условиях электронной информационно-образовательной среды образовательной организации» (2018 г.); АНО ДПО "Современная научно-техническая академия", программа "Педагогика и методика преподавания управления человеческими ресурсами" (2019 г.).Образование высшее: 1989 – 1992 гг. Московский областной государственный институт физической культуры (МОГИФК). Специальность «Тренер-преподаватель по лыжному спорту».
Работает в МГАФК с 2004 года. Педагогический стаж с 1993 г.
В настоящее время является магистрантом 2 года обучения, направление подготовки «Физкультурное образование».
Преподаваемые дисциплины:
Достижения и поощрения: Награжден Грамотой за достойный вклад в воспитание и подготовку квалифицированных кадров для физической культуры и спорта.
Повышение квалификации: ФГБОУ ВПО МГАФК, программа «Совершенствование образовательных программ ВО в сфере физической культуры с использованием информационных технологий» (2014 г.), ФГБОУ ВО МГАФК «Особенности организации учебного процесса студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья» (2018 г.), ФГБОУ ВО МГАФК «Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии в условиях электронной информационно-образовательной среды образовательной организации" (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Первая помощь» (2018 г.); ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», профессиональная переподготовка по программе: «Педагог профессионального образования. Менеджмент» (2018 г.).
СИМАНИС Юрис Николаевич– ст. преподаватель (штатный сотрудник).
Образование высшее: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2008 г. Специальность «Финансы и кредит». Окончил магистратуру МГАФК в 2011 г. (с отличием).
В МГАФК работает с сентября 2008 г.
Преподаваемые дисциплины:
Достижения и поощрения:
Повышение квалификации: ФГБОУ ВПО МГАФК, программа «Совершенствование образовательных программ ВПО в сфере ФК и С на основе ФГОС с использованием информационных технологий» (2014 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Информационно-библиографическая культура» (2017г.), ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Особенности организации учебного процесса студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Первая помощь» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии в условиях электронной информационно-образовательной среды образовательной организации» (2018 г.).
Образование высшее: Омская высшая школа милиции МВД СССР (1980), Академия МВД СССР (1985). Работает в МГАФК с 2009 года.
Преподаваемые дисциплины:
Достижения и поощрения:
Образование высшее: 2007– 2012 гг. Московский педагогический государственный университет. Специальность «Социолог».
Работает в МГАФК с 2013 г.
Преподаваемые дисциплины:
Достижения и поощрения: Награжден Грамотой за достойный вклад в воспитание и подготовку квалифицированных кадров для физической культуры и спорта.
Повышение квалификации: ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Основы коррекционной психологии, технологии обучения студентов с нарушением слуха» (2016 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Первая помощь» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии в условиях электронной информационно-образовательной среды образовательной организации» (2018 г.), ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», профессиональная переподготовка по программе: «Педагогика профессионального образования. Правоведение» (2019 г.).
Образование: 1996 – 1999 гг. ГОУ Московский кредитный колледж. Квалификация «Специалист банковского дела»; 2012-2016 гг. Московская государственная академия физической культуры. Квалификация «Бакалавр», направление подготовки 49.03.02. «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).
Работает в МГАФК с 2010 года.
Достижения и поощрения:
Повышение квалификации: ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Особенности организации учебного процесса студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья» (2018 г.); ФГБОУ ВО МГАФК, программа «Использование информационных технологий в делопроизводстве кафедры» (2020 г.).
Учебно-методическая работа
На кафедре проводится работа по подготовке и изданию учебно-методической литературы. Имеется достаточное количество методических разработок, позволяющих студентам лучше осваивать учебный материал. Методические пособия систематически перерабатываются.
Учебники, монографии и учебные пособия, подготовленные преподавателями кафедры.
Автор | Название / библиографические данные |
Починкин А. В. | Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России/ А.В. Починкин. – М.: Советский спорт, 2006. – 216 с. |
Жолдак В.И., Сейранов С.Г. | Менеджмент : монография / В.И Жолдак, С.Г.Сейранов – М.: Физическая культура, 2006. – 372 с. |
Починкин А.В. | Правовые основы физической культуры и спорта: учебное пособие / А.В. Починкин. - Малаховка : МГАФК, 2010 - 171 c. |
Починкин А.В. | Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие / А.В. Починкин. - М.: Советский спорт, 2010. – 264 с. |
Полякова И.С. | Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: конспект лекций / И.С. Полякова. – М.: МГСУ, 2011. – 48с. |
Починкин А.В. | Экономика физической культуры и спорта: учебное пособие/ А.В. Починкин. – Изд. четвёртое, дополненное и переработанное. -Малаховка: МГАФК, 2011. – 200 с. |
Починкин А.В, Сейранов С.Г. | Экономика физической культуры и спорта: учебное пособие/ А.В. Починкин, С.Г.Сейранов . -М.: Советский спорт, 2011. - 328 с. |
Починкин А.В. | Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие / А.В. Починкин. - 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2013. – 264 с. |
Родиченко В. С., Контанистов А.Т., Кофман Л.Б., Иванов С.А., Столяров В.И. | Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для олимпийского образования / В.С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. –26-е изд., перераб. и дополн. – М. : Советский спорт, 2017. – 224 с. : ил. |
Починкин А.В. | История физической культуры в вопросах и ответах с кратким комментарием: учебное пособие/ А.В. Починкин. – Изд. десятое, дополненное и переработанное. - Малаховка: МГАФК, 2014. – 176 с. |
Юрьев Ю.Н. | Региональное олимпийское движение в проекте «Сочи-2014»: учебное пособие/ Ю.Н. Юрьев. - М.: Физическая культура и спорт, 2014. - 95с. |
Воробьева Л.В., Димитров И.Л. | Практикум «Деньги. Кредит. Банки»/ Л.В. Воробьева, И.Л.Димитров. – Ярославль, НОУ ВПО «Московский институт банковского дела», Типография Канцлер, 2015. |
Димитров И.Л., Воробьева Л.В. | Корпоративные финансы / И.Л. Димитров, Л.В. Воробьева. – Малаховка, Московская государственная академия физической культуры, 2016. |
Починкин А.В. Гончарова Е.А.
Починкин А.В.
Починкин А.В. | Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие/А.В. Починкин. – М.: Спорт, 2017. – 384 с. Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ): учебно-методическое пособие/ Е.А. Гончарова; Московская государственная академия физической культуры. – Малаховка, 2018. - 408 с. Спортивный менеджмент как наука и руководство к практической деятельности: монография / А.В. Починкин, Т.Г. Фомиченко. – Малаховка: МГАФК, 2018. – 388 с. История физической культуры и спорта в вопросах и ответах с кратким комментарием: учебное пособие / А.В. Починкин. – М: Библотон, 2019. – 296 с. |
Развитие технологий обучения
Развитие технологии обучения студентов по дисциплинам кафедры проводится по нескольким направлениям. Это широкое использование деловых игр, применение игровых методов обучения; безмашинный контроль знаний студентов, рефераты, курсовые работы, разработка проекта дистанционного обучения для студентов заочного отделения; применение мультимедийных технологий в процессе занятий; встречи с руководителями крупнейших спортивных организаций страны и работниками сферы управления отраслью.
По результатам мониторинга качества образования с 01 марта по 31 июля 2019 года студенты кафедры направления подготовки 38.03.02 успешно прошли независимую оценку качества образования по сертифицированным аккредитационным педагогическим измерительным материалам (АПИМ) федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования.
Направления научных исследований
С 2016 года основным направлением научно-исследовательской работы кафедры является тема «Исследования проблем управления инновациями и инновационными процессами в сфере физической культуры и спорта».
Практика студентов
Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» по профилю «Менеджмент организации» очной формы обучения проводится на II курсе (4 семестр), заочной формы обучения – на IV курсе (8 семестр), для обучающихся по индивидуальному учебному плану (ускоренное обучение на базе высшего образования) – на III курсе (6 семестр).
Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» по профилю «Менеджмент организации» очной формы обучения проводится на IV курсе (7 семестр), заочной формы обучения – на V курсе (9 семестр), для обучающихся по индивидуальному учебному плану (ускоренное обучение на базе высшего образования) – на IV курсе (7 семестр).
Профессионально-ориентированная практика студентов очной формы обучения направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» по профилю «Спортивный менеджмент» проводится на IV курсе (8 семестр).
Преддипломная практика студентов очной формы обучения проводится на IV курсе (8 семестр), заочной формы обучения – на V курсе (9 семестр), для обучающихся по индивидуальному учебному плану (ускоренное обучение на базе высшего образования) – на IV курсе (7 семестр).
На кафедре разработаны программы практик и формы отчетных материалов студентов.
Базы практики позволяют студентам на практике закрепить знания и умения.
Перечень организаций баз практики:
Часть студентов по согласованию с деканатом и кафедрой проходят практику по месту будущей работы, заключая индивидуальные договоры. Также ведётся работа по расширению перечня баз практик.
Методисты практики - квалифицированные преподаватели, имеющие большой педагогический и практический стаж работы.
Воспитательная работа
Преподаватели кафедры уделяют большое внимание воспитательной работе в процессе учебных занятий. Ими проводится большое количество как индивидуальных, так и групповых бесед в учебное и во внеучебное время со студентами, которые выпускаются кафедрой, а также со студентами других специализаций.
Выпуск студентов
Анализ трудоустройства выпускников кафедры свидетельствует, что 30% из них стали главными специалистами в региональных и муниципальных структурах управления отраслью в Московской области, 24% работают менеджерами фитнес клубов, 17,5% – ведущими и главными специалистами спортивных сооружений Москвы и Московской области, 11% продолжили послевузовское образование, 17,5% были призваны в ряды Российской Армии. Таким образом, в сфере физической культуры и спорта были ежегодно трудоустроены до 80% выпускников кафедры. Это доказывает эффективность структуры и процесса подготовки специалистов на кафедре.
Профессия «спортивный менеджер» пользуется большим спросом на рынке труда. Выпускники кафедры находят применение своим знаниям и навыкам в спортивных организациях разной направленности, в том числе и в коммерческих структурах. Многие из них работают в государственных органах управления физической культурой и спортом федерального и регионального уровня. Отзывы с мест работы выпускников кафедры свидетельствуют о высоком уровне их профессиональной подготовленности: многие из них нашли применение своим знаниям в лучших профессиональных спортивных клубах страны и организациях.